Сегодня 16 декабря 2017 г. | 9:59 На главную Карта ресурсов INFMAN Написать письмо

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЯ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Автоматизированные системы поддержки деятельности (АС ПД) — это новая идеология систем, без которых современная организация не в состоянии быстро реагировать на запросы клиентов и на производственные процессы. АС ПД обеспечивает и поддерживает бизнес-процессы любой организации в наиболее актуальном и эффективном состоянии.

В настоящее время любая организация коммерческого и некоммерческого характера нуждается в наличии системы поддержки своей деятельности. Это обусловлено следующими причинами:
• ростом количества и масштабов информационных технологий, применяемых в бизнесе;
• широким применением средств автоматизации при выполнении ежедневной оперативной деятельности организации;
• конкурентным ростом за счет более последовательного и верного применения технологий;
• глобализацией процессов за счет средств и каналов Интернета.
Американский ученый Майкл Портер выделил следующие характеристики конкуренции: экономию на масштабах; дифференциацию товара (услуги); потребность в капитале; издержки перехода от одного участника рынка к другому; доступ к сбытовым сетям; эффект опыта; правительственную политику; ожидание ответных действий от конкурентов.
Мы выделяем новую характеристику — глобализацию. Без нее современная организация обречена на вымирание, вопрос только, когда это произойдет. Чтобы научиться быть конкурентоспособным, существуют два возможных фактора: применять опыт конкурентов или разрабатывать собственное ноу‑хау.
Первый способ подходит для организаций, потерявших свое лидерство или пытающихся приобрести его. Второй включает в себя применение методов стратегического менеджмента, инноваций, так как ориентация на будущий успех — черта организаций-лидеров, которые понимают потенциал новейших информационных технологий и использования их в бизнесе. Именно они диктуют моду в гонке развития технологий.

История автоматизированных систем поддержки деятельности (АС ПД)
До настоящего момента существовало множество направлений в научной мысли западных теоретиков: в начале была концепция автоматизированного планирования MRP (Manufacturing Resourse Planning — планирование ресурсов предприятия). Затем — MRP-II, ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия), ERP-II, SCM (Supply Chaing Management — управление цепочками поставок), CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами), OSS/BSS (Operating/Business Support System — системы поддержки оперативной и бизнес-деятельности), ITIL (IT Infrastructure Library — библиотека инфраструктуры информационных технологий) и др. Об этих методологиях на сегодняшний день очень много написано и сказано. Но всех объединяет следующее: коммерческая направленность (чаще на сбыт специализированного ПО, созданного под каждое из направлений) и удаленность конечного потребителя от многочисленных терминов и менталитета западных исследователей.
Вместе с тем в нашей стране существовали свои школы, изучающие природу автоматизированных систем управления, так называемых АСУ. Достаточно назвать современных видных научных деятелей: В. И. Дудорина, В. В. Година, Ю. Н. Алексеева, В. А. Колемаева и др. Все они внесли и продолжают вносить значительный вклад в развитие отечественной школы АСУ (АС ПД).
В 60–70‑е годы XX века с ростом мощностей компьютерной техники произошел резкий скачок в развитии технологии программирования. Стали появляться различные языки, позволяющие человеку общаться с машиной. Многие еще помнят такие языки, как C, Паскаль, Фортран, Алгол и др.
Для 80‑х годов подойдет такая характеристика, как разбег перед революцией. Именно на этом отрезке современной истории происходит стандартизация многих подходов и технологий, появляются лидеры и монополисты IT-индустрии (Microsoft, Oracle, IBM, HP).
В 90‑е годы происходит революция в сфере информационных технологий. Именно в этот период появляются новые подходы, услуги, начинается бурное развитие Интернета и рост электронной коммерции.
Сегодня количество технологий, изобретений и стандартов в IT-сфере столь велико, что уже начали выпускать многотомные энциклопедии, в которых описаны одни лишь термины современных информационных технологий.
Что же объединяет новинки технической мысли? Что является фундаментом всей информационной системы? Ответ лежит скорее не в плоскости техники, а в плоскости логики. Информационные системы создают в помощь человеку с целью облегчить ему выполнение рутинных или сложных вычислительных задач, а также усовершенствовать процессы коммуникаций. Об этом стали забывать многие крупные IT-компании (как отечественные, так и зарубежные). Они превозносят информационные технологии, одушевляют их, делают из них лекарство от всех проблем. Но это чистое заблуждение. Так, по исследованиям крупных маркетинговых агентств (IDC, Gartner), только 30 % внедрений крупных систем (например, систем планирования ресурсов предприятия ERP) заканчиваются успехом. А остальные 70 % — следствие элементарной корысти — погоня за быстрой прибылью, различные обещания клиентам, что система может заменить человека и обеспечить работу организации при минимальном участии человека. В таких ситуациях клиент (а точнее, персонал организации) становится заложником системы, не понимая смысла внедряемых новшеств. Здесь и следует искать причину неудач многих крупных IT-проектов, которые усиленно скрываются от публичного общества.
Похоже, что в некоторых компаниях менеджеры, предлагающие услуги по внедрению ERP-систем, давно забыли или умышленно скрывают то, что информационные технологии должны служить человеку, а не человек — технологии. Поэтому сегодня очень ценным является возможность вернуться к работам по АСУ и АС ПД прошлых лет. Такие концепции и идеи ценны тем, что их разрабатывали в условиях научного интереса и с учетом нацеленности на то, что системой будет управлять человек, исходя из своих потребностей.
Главная цель автоматизированной системы поддержки деятельности — помогать человеку заниматься своим делом. Она необязательно должна иметь современный интерфейс или огромное количество функций и возможностей, так как все это не нужно в реальной жизни. Поэтому при разработке АС ПД надо следовать простому правилу: строить систему исходя из бизнес-потребностей заказчика.
В следующей статье мы предполагаем рассмотреть идеологию и характеристики АС ПД, процесс ее создания и эксплуатации с учетом современных информационных технологий.


Ссылки на сайты наших клиентов:
Ремонт принтеров Epson Компьютерный Мастер

 
Разработано web-development компания INFMAN © 2004-2005