Сегодня 16 декабря 2017 г. | 10:12 На главную Карта ресурсов INFMAN Написать письмо

«BPR как очередной этап в развитии современной экономики».


BPR (Business Process Reengineering) - американская экономическая теория конца 80-х-нач.90-х гг., вызвавшая огромный всплеск в мире бизнеса. Достаточно сказать, что на современном этапе ряд крупнейших мировых корпораций с успехом применяют методику реинжениринга бизнеса. (IBM, Xerox, Kodak и др.). Основанная на коренном (радикальном, скачкообразном, фундаментальном) изменении бизнеса, переход к бизнесу, ориентированному на процессы - это позволило многим западным компаниям не только остаться "на плаву", но и увеличить производственные мощности и прибыли в десятки раз.

В России на сегодняшний момент существует большое количество предпосылок для того, чтобы коренным образом поменять экономический курс в сторону развитого капитализма. Реинжениринг бизнеса (бизнес-процессов) - это мощный инструмент изменения и перестройки деятельности, ориентированный на великий успех в рамках жестких стандартов, методик, риска, а также зависимый от того, насколько руководство компании уверено в необходимости решительных перемен. Причиной тому может быть названо несколько:

  • Фирма подошла к тому, что конкуренты выполняют и создают продукты (здесь и далее, продукт - товары и услуги) быстрее, качественнее и развиваются быстрыми динамичными темпами.
  • В фирме настает хаос в организационно-структурном управлении, стратегия развития сводится на нет из-за возникновения локальных проблем, связанных с непониманием или искаженной интерпретацией бизнес-процессов.
  • Существующие информационные технологии компании устарели и персонал вынужден общаться с множеством версий технической документации того или иного оборудования или программы.
  • Масса других причин, связанных с особенностями компании.

Из этого списка мы видим, что проблемы, перед которыми приходится сталкиваться руководству фирмы и бизнеса, говорят о необходимости радикальных перемен. Причем эти перемены затронут практически все аспекты бизнеса, который имеет место в компании. Пересмотр фундаментальных бизнес-процессов, реорганизация и структуризация деятельности коснутся персонал компании, которому придется пересмотреть свое отношение к бизнесу и работе. Не исключено, что последуют увольнения одного, нескольких сотрудников, а иногда демонтажу целых отделов. (Как это случилось в IBM-credit, когда вместо 500 одну работу стали выполнять 80 человек). Но такие меры необходимы фирме для того, чтобы выжить в сложившихся условиях.

Российская специфика такова, что большинство отечественных компаний слепо доверяют названным "профессионалам" менеджерам-управленцам, которых пригласили для того, чтобы как-то исправить положение на фирме. Но в конечном счете поступает ответ о том, что изменять что-то слишком поздно и компания либо продается, либо меняет свою деятельность. Чтобы этого не случилось, в практику российского менеджмента просто необходимо включать такую методику управления, как реинжениринг бизнес-процессов. Российские управленцы обязаны знать о том, что такой инструмент позволяет решить большинство фундаментальных проблем, переводит компанию на бизнес, ориентированный на процессы, позволяет гибко менять курс без существенных преобразований (в случае проведения реинжениринга). Так как ресурсы, выработанные в результате реинжениринга бизнеса, позволят компании сохранять статус и силу даже в случае радикальных перемен.

Российская экономика переживает уже более десяти лет потрясение. Многие компании, взяв за основу западные стандарты управления или вновь созданные, сейчас динамично развиваются и укрепляют свои позиции на рынке. Те предприятия, которые не смогли перейти вовремя на капиталистические рельсы, вынуждены нищенствовать. Им уже вряд ли догнать своих конкурентов. Я убежден, что в ближайшие 10-15 лет компании, которым удалось вырваться, придут к разумному решению перестроить бизнес, расширив сферы бизнеса или открывая филиалы по всей стране. Компаниям, которым не удалось избежать краха, придется считаться с тем, что есть.

Но к счастью, реинжениринг применим не только к фундаментальным и радикальным переменам бизнеса развивающейся компании. Существуют методики реинжениринга вновь создаваемых предприятий, нахождения и формализации их бизнес-процессов в рамках новой сферы. Таким образом, у тех "несчастных" компаний есть шансы на то, что они могут найти реальную альтернативу или новый рынок сбыта своей продукции, что позволит им со временем стать конкурентом с более сильными фирмами.

Рассмотрим реинжениринг более детально, чтобы развеять наверняка возникшие о нем мысли и сомнения.

Реинжениринг - это деятельность, направленная на резкое радикальное изменение фундаментальных процессов бизнеса, дающая результаты, которые по количественным и качественным критериям в десятки и сотни раз превосходят свои предыдущие значения. Подобного рода задачи встают перед фирмой в случае, когда ни один из существующих методов улучшить, изменить или исправить процесс не позволяет добиться каких-либо результатов. Скачок вперед обеспечивается благодаря функциям, которые обеспечивает реинжениринг. В определение реинжениринга (рассматривая терминологию М. Хаммера) заложены 4 ключевых термина: фундаментальный, радикальный, резкий и процесс. Фундаментальный говорит о том, что реинжениринг базируется на четких принципах, не допускающих предположений и вероятностных оценок. Другими словами, компания должна знать, как происходит бизнес (описание "as is"), чтобы изменить его (описание "to be"). Радикальный означает то, что изменяться будет сущность вещей, а не методы или интерфейсы, с ними взаимодействующие. Иначе, реинжениринг требует гиперпересмотра базового процесса, изменение или регенерация которого может последовать за собой глобальные перестановки в производстве и бизнесе.

Резкий означает, что реинжениринг нельзя затягивать на годы. Компания может просто потерять бизнес, если решающим образом не отреагирует на сверхдинамичные темпы развития конкурентов и новых рынков. Обычно реинжениринг растягивается на 9-15 месяцев, что позволяет не только коренным образом поменять процессы, но также изменить психологический и моральный настрой персонала компании (новых исполнителей процессов) для понимания того, что происходит и что произойдет после окончательного реинжениринга.

Понятие процесс - это совершенно новая экономическая категория, которая пока еще только укрепляет свои позиции в сфере бизнеса, ориентированного на объекты и процессы. Бизнс-процесс - это множество шагов, действий, процедур, взаимодействий, направленных на конечное получение эффективного вложения средств, усилий и времени. В частном случае, эта эффективность - деньги. Бизнес-процесс с точки зрения реинжениринга означает динамически развивающуюся деятельность, в которой взаимодействуют объекты (клиенты, персонал, партнеры) и которая состоит из формализовано описанных (и понятных) шагов. Назначение каждого процесса в том, чтобы обеспечить объект необходимым продуктом, сервисом и качеством обслуживания, удовлетворяющим потребности всех сторон данного взаимодействия.

Мы рассмотрели базовые понятия реинжениринга, теперь рассмотрим, как данную методологию можно использовать для построения модели бизнеса, основанной на бизнес-объектах. Данный материал взят из статьи о системе информационного менеджмента, взятой из сайта www.infman.ru. Данная схема рассмотрена с точки зрения пользователей, которые будут работать с конечной моделью SIM (комплекс моделей, направленный на удовлетворение всех информационных потребностей конечного пользователя, который сам ставит для себя задачи насыщения тем или иным информационным уровнем).

Итак, на самый верхний уровень иерархии мы ставим базовый абстрактный объект под названием "Бизнес-Информация". Конкретно для пользователя системы, данный объект не имеет практической пользы. Но он дает отправную точку для реализации остальных объектов. На второй уровень мы выделяем класс объектов-потомков "Бизнес-Информации", который называем "Бизнес-Сфера". Этому есть вполне логичное объяснение. Совокупность всех бизнес-сфер для конкретного пользователя дадут ему полное информационное представление о деятельности (Помните, когда мы говорили о том, что главное для менеджера-управленца - это владеть необходимой информацией?) Эти знания необходимы системе для того, чтобы она знала с какой областью бизнес-информации необходимо работать.

В подчинении у "Бизнес-Сферы" находятся 2 класса объектов: "Бизнес-Каталог" и "Бизнес-Процесс". Первый класс объектов необходим системе для реализации физических (статических) бизнес-объектов в общей системе. Они обладают общими схожими признаками подобия и группирования, а также носят справочно-нормативный и статичный характер. Второй класс объектов - это то, что относится к деятельности. Любая бизнес-сфера способна вести одновременно множество процессов, которые протекают в период существования самой сферы. Подобная структура позволяет вычленять из общего жизненного цикла организации определенные процессы и работать непосредственно с ними. Таким образом, появляется класс-потомок "Бизнес-сферы" - "Бизнес-процесс". Плюс данного подхода заключается в его универсальности и применимости практически к любому виду деятельности. Например, для производственной фирмы можно выделить несколько десятков бизнес-процессов, для мелкоторговой фирмы - это 3-4 бизнес-процесса. Причем функции управления будут интегрироваться в общую систему, как часть бизнес-процесса.

Продолжим классификацию. Дальнейшее развитие в области бизнес-процессов приводит к тому, что для оптимизации и перестройки (реинжениринге) мы должны обладать информацией о том, что оптимизировать, для чего и какие эффекты при этом будут достигнуты. Бизнес-процесс порождает массив бизнес-действий, каждый из которых имеет обязательную идентификационную принадлежность к тому или иному объекту-родителю (процесс). Подобный ход объясняется тем, что действия, которые происходят со статическими бизнес-объектами, позволяют фиксировать и управлять оперативной информацией на уровне составных частей бизнес-процесса.

При данном анализе мы имеем готовую логическую схему организации бизнеса, которая не зависит от каких-либо особенностей фирмы. Дальнейший анализ позволит нам конструировать частные решения для фирмы, которое будет базироваться на приведенной концепции системы информационного менеджмента.

Завершая рассмотрение общих вопросов реинжениринга бизнес-процессов, хочется еще раз отметить, что на пути к повышению эффективности бизнеса лежат 4 ключевых "мостика": фундаментальность, радикальность, резкость (скачкообразность), процесс-ориентированность. Для многих российских фирм скачкообразный переход к бизнесу, построенному по принципу бизнес-процессов (реинжениринг), позволяет быстро пройти этап созревания и кризиса, не позволив встать на путь дилеммы: быть или не быть.

Проект "Информационный Менеджмент" - является одним из первых проектов, предложивших агрегативную модель бизнес-объектов применительно к реинженирингу бизнес-процессов. Данное направление активно развивается и набирает силу в Западных странах, но проблемы носят локальный характер, они не адаптированы к российской специфике экономики. INFMAN занимается разработкой российских стандартов в области реинжениринга бизнес-процессов и менеджмента и предлагает свои услуги внедрения и пересмотра (регенерации) бизнес-процессов для предприятий практически любой отасли. Контактный e-mail для связи с проектом - info@infman.ru


Ссылки на сайты наших клиентов:
твинблок купить в группе компаний УралСтройГРУПП по выгодной цене

 
Разработано web-development компания INFMAN © 2004-2005