Сегодня 18 октября 2017 г. | 19:25 На главную Карта ресурсов INFMAN Написать письмо

«Процесс построения: модель бизнеса -> модель бизнес-объектов -> модель данных».


Нас часто спрашивают: а что же такое модель бизнес-объектов? Так как вопросов накопилось много, то в данной статье я попытаюсь дать общие ответы на данный класс вопросов.

В России на сегодняшний момент существует большое количество предпосылок для того, чтобы коренным образом поменять экономический курс в сторону развитого капитализма. Реинжениринг бизнеса (бизнес-процессов) - это мощный инструмент изменения и перестройки деятельности, ориентированный на великий успех в рамках жестких стандартов, методик, риска, а также зависимый от того, насколько руководство компании уверено в необходимости решительных перемен. Причиной тому может быть названо несколько:

Для каждой фирмы существуют свои особенности ведения бизнеса, нельзя сформулировать набор эталонных бизнес-объектов, которые бы составляли совокупность бизнес-системы. Исходя из особенностей бизнеса для каждой компании строится уникальная модель, применяемая в реальных процессах.

Итак, при возникновении информационной потребности человек отталкивается от определенных побуждений или необходимости выполнить анализ какой-либо деятельности, ибо ни одна деятельность не может не иметь смысла.

Это может быть выражено, например, так: «для принятия решения по расширению рынка сбыта необходима информация о тенденциях продаж за определенный период» или так: «необходимо знать тенденции продаж на определенном сегменте рынка на определенный период».

В первом случае потребность показана с явно выраженной условной связью: чтобы расширить рынок, нужна информация. Если нет информации, то решение будет случайным и необоснованным.

Во втором подразумевается, что выявление динамики и тенденции будет использоваться для оценки бизнеса в целом.

Такие рассуждения позволяют построить общую логическую картину бизнеса.

Для того, чтобы ни одна потребность не возникала на пустом месте, необходимо определить место потребности в деятельности компании.

Здесь на помощь приходит концепция бизнес-объектов, предложенная INFMAN. Наша модель бизнес-объектов позволяет построить реальную картину бизнеса компании (информационный контур или границы информационного пространства), в которой впоследствии каждая информационная потребность будет иметь определенное место, вес и степень охвата.

Теперь необходимо посмотреть, как рассматриваемые примеры информационных потребностей можно формализовать на языке связей бизнес-объектов.

Пример

Для принятия решения по расширению рынка сбыта необходима информация о тенденциях продаж за определенный период.

0-й уровень (контекстный) – рассматривается некая компания или филиал. В модели бизнес-объектов – это Бизнес-Информация. На схеме – компания «N».

1-й уровень (сфера) – Речь идет о расширении рынка, значит, имеет место сфера сбыта продукции. На схеме – «Сбыт продукции».

2-й уровень (процесс) – В рассматриваемой потребности упоминаются 2 вида процессов: процесс, связанный с продажами и процесс маркетинга и среднесрочного и долгосрочного планирования. На схеме это: Управление продажами и Стратегическое планирование.

Модель не определяет строгую иерархию бизнес-объектов, но настоятельно рекомендуется, к примеру, единожды определиться с тем, относится ли стратегическое планирование в компании к определенной сфере или является собственно сферой деятельности (со своими процессами).

3-й уровень (действие) - Процесс принятия решения состоит (может состоять) из ряда действий. Например анализ информации и формирование плана, подтверждение принятого решения. А данном случае рассматривается только бинарное действие с выходом: решение принято/отвергнуто.

Процесс управления продажами состоит из многих действий:

  • Подготовка документов;
  • Отгрузка продукции;
  • Доставка продукции;
  • Подтверждение оплаты;
  • Получение денег.

В потребности говорится о тенденции продаж. Факт совершения продажи – подтверждение оплаты. (Хотя во многих фирмах все может кардинально отличаться) На основе полученных финансовых средств строится прогноз на определенный период. Таким образом, информационная потребность в виде запроса на информацию о продажах может быть удовлетворена выдачей в виде таблицы, графика или иного типа отображения суммарных показателей о подтвержденных оплатах.

После создания бизнес-объектов процесса и действий необходимо выделить объекты-справочники, которые будут хранить информацию об изменяемых или неизменяемых стационарных объектах. Стационарный объект представляет собой фиксированную информацию, которая при протекании процесса или выполнения действия не изменяется. Например, это могут быть такие бизнес-объекты, как денежная единица, контрагент, склад и др. объекты-справочники, находящиеся на одном уровне иерархии с действиями. Для каждой сферы создается свой каталог справочников.

Для рассмотрения потребности выделяется каталог под названием «Каталог продаж».

В каталоге продаж существует справочники. Для потребности в тенденции продаж предполагается наличие товаров (товарных групп) или дерева товаров. На практике – это иерархическая таблица, в которой каждый товар имеет определенные атрибуты и положение. При формировании продаж данные из справочников (либо ссылки на них) помещаются в таблицу фактов.

Данную операцию должен контролировать бизнес-объект, обладающий следующими интеллектуальными свойствами:

  • Контроль (вторичный) вводимой пользователем информации;
  • Допустимость транзакции при заданной бизнес-логике;
  • Заранее определенные правила обработки информации.

Такой подход требует больших затрат со стороны разработчика бизнес-приложений. Процесс упрощается тем, что совокупность объектов интеллектуального уровня может быть независима от других объектов, что повышает масштабируемость приложений.

В итоге мы можем получить модель бизнес-объектов, пример которой изображен на рисунке:

При построении реальных моделей данных каждый бизнес-объект любого уровня иерархии обладает рядом свойств и имеет атрибуты, которые в совокупности дают представление об объекте. Это традиционное описание объектов в виде ERD или UML-диаграммы. Программно каждый объект хранит свои данные в общей базе данных, а инициация объекта в системе происходит с одновременным заполнением объекта данными.

К примеру бизнес-объект оплата (как объект более абстрактного класса «факты») имеет атрибуты: дата, сумма, банк и т.д.

Когда заходит речь о классах объекта и написании кода программ, то объекты подразделяются на классы.

В процессе создания проектов в INFMAN используются следующие классы:

  • Классы объектов-справочников (неизменные или редко изменяемые данные);
  • Классы объектов-действий (содержат атрибуты реальных действий и производят их обработку в базе данных);
  • Классы объектов-процессов (имеют бизнес-логику для работы с действиями, а также временные периоды);
  • Классы объектов-документов (документально фиксируют бизнес-действия);

После создания каталога товаров можно приступать к созданию многочисленных бизнес-объектов продаж. Каждый бизнес-объект «действие» устанавливает факт между объектами-справочниками с дополнительными атрибутами этого отношения – дата, время, место, % скидок и т.д.

Таким образом, в процесс продаж происходят многочисленные события – факты продаж (массив бизнес-действий), которые связывают объекты каталогово при помощи бизнес-логики (бизнес-интеллект по модели INFMAN).

В свою очередь, бизнес-сфера связывает между собой бизнес-процессы, а бизнес-информация запускает бизнес-сферы.

При проведении реинжениринга имеет место следующая ситуация:

Бизнес, состоящий из 2 бизнес-сфер, распадается на 3 сферы, т.о., что бизнес-сферы1 и 3 функционируют независимо от бизнес-сферы2.

Подобные конструкторы и схемы применяются при сверхбыстрой динамике развития компании, когда перевод из одного состояния в другое неминуемо требует того, чтобы в модели каждая роль выполняла строго свои функции и действия.

Надеюсь, что данная статья прояснила в некоторой части понятия бизнес-объектов и модели бизнеса.

INFMAN предлагает Вам решения в виде системы управления бизнес-объектами для вашего бизнеса. (Она входит в услугу Система информационного менеджмента).

Благодаря этой системе Вы будете всегда эффективно управлять Вашим бизнесом, владея всей информацией и управляя бизнесом через управление информацией.


Ссылки на сайты наших клиентов:
печать рекламных листовок цена, макет печати рекламной листовки

 
Разработано web-development компания INFMAN © 2004-2005