Сегодня 16 декабря 2017 г. | 10:10 На главную Карта ресурсов INFMAN Написать письмо

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КОМПАНИИ

Реинжиниринг бизнес-процессов как экономическая теория появился в конце 80-х — начале 90-х годов и вызвал огромные изменения в мире бизнеса.

Методика, основанная на фундаментальной реорганизации бизнеса, ориентированного на процессы, позволила многим западным компаниям не только остаться на плаву, но и увеличить производственные мощности и прибыли в десятки раз. Достаточно сказать, что на современном этапе ряд крупнейших мировых корпораций (IBM, Xerox, Kodak) с успехом применяют реинжиниринг бизнеса.
Российская экономика уже более десяти лет находится в состоянии стресса. Многие давно существующие или вновь образованные компании, взяв за основу западные стандарты управления, динамично развиваются и укрепляют свои позиции на рынке. Те же предприятия, которые не смогли вовремя перейти на капиталистические рельсы, вынуждены нищенствовать. Они вряд ли смогут догнать конкурентов. Отечественный бизнес отличается тем, что сам создал большое количество предпосылок для коренной смены экономического курса в сторону развитого капитализма.
Реинжиниринг — это деятельность, направленная на резкое радикальное изменение фундаментальных процессов бизнеса, дающая результаты, которые по количественным и качественным критериям в десятки и сотни раз превосходят свои предыдущие значения. Это мощный инструмент конструирования и перестройки деятельности. Он сориентирован на большой успех в рамках жестких стандартов, методик, а также риска и зависит от того, насколько руководство компании уверено в необходимости решительных перемен. Подобного рода задачи встают перед фирмой в случае, когда каждый из существующих методов улучшить, изменить или исправить процесс исключает возможность добиться каких-либо результатов.
Для реинжиниринга существует несколько причин. Назовем некоторые из них.

  • Фирма стала неконкурентоспособной. Соперники выпускают и создают продукты (товары и услуги) быстрее и качественнее, к тому же очень динамично развиваются.
  • В организационно-структурном управлении фирмы возникает хаос из-за локальных проблем, связанных с непониманием или искаженной интерпретацией бизнес-процессов, стратегия развития сводится на нет.
  • Существующие информационные технологии компании устарели, и персонал вынужден обращаться к множеству версий технической документации того или иного оборудования или программ.
  • Масса других причин, обусловленных особенностями компании.
  • Перечисленные проблемы, с которыми приходится сталкиваться руководству фирмы, диктуют необходимость радикальных перемен, которые могут затронуть практически все аспекты бизнеса данной компании.
    В определение реинжиниринга (рассматривая терминологию М. Хаммера) заложены четыре ключевых термина: «фундаментальный», «радикальный», «резкий» и «процесс». Фундаментальный говорит о том, что реинжиниринг базируется на четких принципах, не допускающих предположений и вероятностных оценок. Другими словами, компания должна знать, как осуществляется бизнес (описание as is), чтобы изменить его (описание to be). Радикальный означает то, что изменяться будет сущность вещей, а не методы или интерфейсы, с ними взаимодействующие. Реинжиниринг требует существенного пересмотра базового процесса, перестройка которого может потянуть за собой глобальные перестановки в производстве и бизнесе.
    Резкий означает, что реинжиниринг нельзя затягивать на годы. Компания может просто потерять бизнес, если решающим образом не отреагирует на высокие темпы развития конкурентов и новых рынков. Обычно процедура реинжиниринга длится 9–15 месяцев, что дает возможность не только коренным образом поменять процессы, но также изменить психологический и моральный настрой персонала компании (новых исполнителей процессов) для понимания того, что происходит и что произойдет после окончательного реинжиниринга.
    Пересмотр фундаментальных бизнес-процессов, реорганизация и структуризация деятельности коснутся персонала компании, которому придется пересмотреть свое отношение к бизнесу и работе. Не исключено, что последуют увольнения одного либо нескольких сотрудников, а иногда демонтаж целых отделов. Именно так случилось в компании IBM-credit, когда вместо 500 человек ту же работу стали выполнять 80 сотрудников. Однако оговоримся: такие меры необходимы фирме для того, чтобы выжить в сложившихся условиях.
    Нередко в кризисной для компании ситуации руководство приглашает «варягов» — менеджеров–управленцев, призванных как-то исправить положение дел на фирме. Для отечественного бизнеса характерно слепое доверие подобным «профессионалам». Через некоторое время нанятый управленец констатирует, что изменять что-то слишком поздно, и компания либо продается, либо с большим трудом и с помощью огромных средств меняет свою деятельность.
    В подобных ситуациях руководство могло бы прибегнуть к такой методике управления, как реинжиниринг бизнес-процессов. Этот инструмент позволяет решать большинство фундаментальных задач, перевести компанию на бизнес, нацеленный на процессы, гибко варьировать курс без существенных преобразований, так как ресурсы, выработанные в результате реинжиниринга бизнеса, помогут компании сохранить статус и силу даже в случае радикальных перемен.
    Понятие «процесс» — это совершенно новая экономическая категория, которая пока еще только укрепляет свои позиции в сфере бизнеса, ориентированного на объекты и процессы. Бизнес-процесс — это множество шагов, действий, процедур, взаимодействий, направленных на конечное получение эффективного вложения средств, усилий и времени. В частном случае эта эффективность — деньги. Бизнес-процесс с точки зрения реинжиниринга означает динамически развивающуюся деятельность, в которой взаимосвязаны объекты (клиенты, персонал, партнеры) и которая состоит из формализованно описанных (и понятных) шагов. Назначение каждого процесса в том, чтобы обеспечить объект необходимым продуктом, сервисом и качеством обслуживания, удовлетворяющим потребности всех сторон данного взаимодействия.
    Можно сделать ошибочный вывод, что реинжиниринг используют только в старых компаниях, где бизнес-процессы пришли в упадок. Однако данная методика хорошо действует и в развивающихся, и даже во вновь создаваемых фирмах. В этом случае нахождение и формализация бизнес-процессов осуществляется в рамках новой сферы. Таким образом, у вновь образованных компаний, избравших ошибочные управленческие пути, есть шансы на то, чтобы найти реальную альтернативу или новый рынок сбыта своей продукции, что позволит им со временем составить конкуренцию более сильным фирмам.
    Завершая рассмотрение общих вопросов реинжиниринга бизнес-процессов, еще раз отметим, что на пути к повышению эффективности бизнеса лежат четыре ключевых мостика: фундаментальность, радикальность, резкость (скачкообразность), ориентированность на процессы. Для многих российских фирм скачкообразный переход к бизнесу, построенному по принципу реинжиниринга, дает возможность быстро преодолеть этап созревания и кризиса. В этом случае перед ними не возникает дилеммы быть или не быть.


    Ссылки на сайты наших клиентов:
    Ремонт и диагностика принтеров Konica Minolta

     
    Разработано web-development компания INFMAN © 2004-2005